Работа сайта ограничена. Недостаточно средств на аккаунте. Если вы администратор этой компании, то вам необходимо пополнить баланс вашего аккаунта, либо звоните по тел. +7 (3812) 37-67-37, 37-64-37 в наш офис.

Концепция развития служб медиации

Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ

 

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

 

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

 

 

Концепция
развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв.
распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)

 

I. Общие положения

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция), разработана с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и пунктов 59, 61, 62, 64 и 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р (далее - план).

Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечению всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности - от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.

Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Такие механизмы:

  • обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;
  • позволяют вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом;
  • оказывают действенную помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;
  • содействуют образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.

Развитие сети служб медиации направлено на:

  • создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье;
  • формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;
  • гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;
  • улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.
  • Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом российского и международного опыта развития медиации и восстановительного правосудия.

Конвенция ООН о правах ребенка, гаагские конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (от 1980 года), о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (от 1996 года), а также ожидаемое присоединение России к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (от 2007 года) накладывают на Российскую Федерацию международные обязательства по внедрению новых норм и стандартов работы в этой сфере, новых принципов, технологий и подходов, в том числе медиативного и восстановительного.

Для достижения цели и решения задач Концепции и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в уголовное законодательство, которое в настоящее время затрудняет применение медиативного инструментария и реализацию принципов восстановительного правосудия.

Концепция является основой для разработки федеральных, региональных государственных и местных (муниципальных) программ, стратегий и планов, направленных на:

  • защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, неблагополучным и оказавшимся в сложной ситуации семьям;
  • формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
  • содействие позитивной социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

II. Основные понятия

В Концепции используются следующие понятия:

  • "восстановительное правосудие" - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;
  • "восстановительный подход" - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.;
  • "медиация" - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
  • "медиативный подход" - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
  • "сертификация" - деятельность по подтверждению соответствия организаций, выполняющих роль служб медиации, установленным требованиям.

III. Современное состояние вопроса.
Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития страны

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны. Для защиты прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государством создано большое количество органов и организаций, работающих с детьми. К их числу относятся:

  • центры социальной помощи семье и детям;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • центры социального обслуживания населения;
  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы указанных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема несогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни. Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают "социальные лифты", размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура. Культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, замена на общение исключительно в социальных сетях) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы.

В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур. В результате действия всех этих неблагоприятных факторов растут или остаются стабильно высокими показатели детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальные проявления (например, детская наркомания, детский алкоголизм, безнадзорность).

Так, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исполнительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям, сохранила многие черты старой, еще советской пенитенциарной системы.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних - один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры. Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги.

Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.

Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя ("навешивания ярлыков"), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.

Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения. Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора. Медиация как процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.

Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.

Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями. В некоторых регионах существуют региональные программы. Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, работающих с детьми, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы с детьми) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.

Непросто обстоит дело и с интеграцией медиации в нынешнюю систему правосудия. В условиях, когда количество обращений в суд превышает 25 млн. в год, именно судебная система может и должна стать основным элементом, содействующим формированию культуры мирного разрешения споров. Это является также чрезвычайно важным и для самой судебной системы, страдающей от перегруженности делами, снижение вследствие этого качества правосудия, снижение уровня доверия общества к судебной власти. При этом, чтобы квалифицированно направлять на процедуру медиации или применять медиативные навыки с целью содействия примирению сторон в суде, судьи должны пройти подготовку, которая даст им не только знания, умения и навыки медиации, но и поможет преодолеть подчас очень сильные психологические барьеры по отношению к нетрадиционным и непривычным формам работы. Так, если в целом мировым соглашением или иными формами примирения заканчивается менее 3 процентов судебных споров, то у судей, владеющих медиативным подходом, этот показатель достигает 33 процентов.

В целом по числу споров, разрешаемых с помощью внесудебной и досудебной медиации, статистики не ведется, но очевидно, что это количество постепенно растет, оставаясь при этом незначительной величиной относительно числа споров, переполняющих судебную систему.

В то же время идет активная интеграция Российской Федерации в развивающееся мировое сообщество и международное правовое поле с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе с вступившими в конфликт с законом.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до опасных.

Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура "ребенок - семья - школа (специальное учреждение)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.

Таким образом, сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, эти социальные инновации - медиация и восстановительный подход несомненно актуальны и востребованы обществом. С другой стороны, сложившаяся практика проведения реформ исключительно "сверху", слабость институтов гражданского общества, отсутствие системной финансовой поддержки этих инноваций замедляют их становление и развитие.

Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы создает на федеральном уровне принципиально новые условия для развития медиации и восстановительного подхода, развертывания широкомасштабной профилактической и коррекционной работы с целью реализации восстановительного правосудия. Фактически это государственный заказ на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода.

Практическая реализация основных положений заключается в необходимости создания сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия (пункт 62 плана).

IV. Цели и задачи реализации Концепции

Основными целями Концепции являются создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, и других трудных детей, формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:

  • создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи, обеспечения и гарантий прав и интересов детей;
  • создание с помощью медиации и восстановительного подхода системы профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с детьми, в первую очередь с детьми, относящимися к группам риска, внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
  • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
  • разработка и совершенствование нормативно-правовой базы для развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних детей, детей, совершивших общественно опасные деяния, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
  • повышение с помощью медиации и восстановительного подхода эффективности оказания социальной, психологической и юридической помощи детям, в первую очередь детям, относящимся к группам риска, органами и организациями, работающими с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего потребностям общества и европейским стандартам, оптимизация системы таких органов и организаций;
  • создание и развитие на базе сети служб медиации института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;
  • повышение квалификации (формирование навыков медиации и восстановительной практики) работников всех органов и организаций, работающих с детьми;
  • повышение эффективности государственного управления в сфере защиты прав и интересов детей;
  • обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих в этой сфере проблем и задач;
  • развитие сотрудничества в области развития медиации и восстановительного правосудия с зарубежными и международными органами и организациями.

V. Структура и функции сети служб медиации

Создание сети служб медиации является центральным элементом Концепции и основным условием ее успешной реализации. Именно работа этих служб в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, работающими с детьми и участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, со всеми заинтересованными институтами гражданского общества должна обеспечить решение задач, указанных в разделе IV Концепции, и тем самым достичь поставленной цели, получить ожидаемые результаты.

Работа сети служб медиации не покрывает весь спектр задач внедрения восстановительного правосудия, предусмотренных пунктами 59, 61, 64 и 65 плана. Сеть служб медиации является организационной основой реализации указанных задач.

В свою очередь, успех работы сети служб медиации во многом зависит от успеха реализации этих задач.

При этом сеть служб медиации не дублирует деятельность указанных органов и организаций как государственных, так и негосударственных. Функциями сети служб медиации по отношению к ним являются следующие:

  • исследования, анализ, обобщение, выработка и постановка идей и предложений;
  • разработка и совершенствование программ, методик, технологий и прикладного инструментария;
  • обучение специалистов, поддержание и повышение их квалификации;
  • помощь в оценке проблем и нахождении путей их решения;
  • обеспечение согласованности действий.

Сеть служб медиации создается как единая система, имеющая координацию и управление.

По своей структуре сеть служб медиации представляет собой двухуровневую систему:

  • на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. В связи с этим финансовое обеспечение функционирования Федерального центра медиации и развития восстановительного правосудия осуществляется в пределах средств, предусмотренных на обеспечение реализации государственного задания;
  • на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. Основу службы медиации на региональном и местном уровнях должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников. Они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, - провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Они будут выполнять основной массив практической работы по защите детей, их профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода. Главным критерием здесь должно быть обеспечение реальной доступности сети служб медиации для всех нуждающихся в помощи и защите. В связи с этим одним из наиболее эффективных направлений будет содействие организации служб школьной медиации в образовательных организациях.

Сеть служб медиации включает в себя службу медиации на федеральном уровне, на региональном и местном уровнях.

Служба медиации на федеральном уровне осуществляет следующие функции:

  • общая координация работы служб медиации;
  • координация работы по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для развития медиации и восстановительного правосудия с государственными органами, судами, образовательными организациями, исправительными учреждениями, комиссиями по делам несовершеннолетних, иными организациями, институтами гражданского общества и общественными организациями;
  • методическая работа (разработка программ обучения и просветительских программ, новых методик и технологий практической работы);
  • научно-исследовательская, аналитическая и экспертная работа;
  • сертификация организаций, выполняющих роль служб медиации;
  • создание системы мониторинга и специального аудита для постоянного контроля за уровнем работы сертифицированных организаций, выполняющих роль служб медиации и восстановительного правосудия;
  • подготовка медиаторов-тренеров, методистов-тренеров, методистов для формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, руководителей, кадрового состава служб медиации, проверка их квалификации;
  • работа в тесном контакте с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей;
  • информационно-просветительская работа, сотрудничество со средствами массовой информации;
  • международное сотрудничество, в том числе с целью обмена опытом и привлечения лучших практик;
  • методическое и консультационное сопровождение работы служб медиации;
  • практическая работа.

Службы медиации на региональном и местном уровнях осуществляют следующие функции:

  • практическая работа с детьми, семьями, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, судами, исправительными учреждениями и иными организациями, практическая работа по защите прав и интересов детей, профилактике конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение;
  • адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и местной специфики;
  • подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации.

Возможны несколько вариантов создания региональных служб медиации, их организационно-правовых форм, способов вхождения в систему сети служб медиации, форм и механизмов координации и финансирования их работы, но приоритетным вариантом является создание в качестве структурного подразделения уже существующей государственной организации субъекта Российской Федерации (например, центра социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, института повышения квалификации педагогических работников). Вместе с тем создание нового структурного подразделения должно происходить без увеличения штатной численности работников и бюджетного финансирования государственной организации субъекта Российской Федерации.

Дополнительными вариантами создания региональных служб медиации являются:

  • создание новой государственной организации субъекта Российской Федерации или муниципальной организации;
  • создание новой негосударственной, в том числе некоммерческой, организации (возможно участие государственных и (или) муниципальных организаций как соучредителей);
  • привлечение к работе существующей профильной или близкой по профилю организации;
  • создание служб школьной медиации в образовательных организациях.

При этом решение о применении указанных альтернативных вариантов принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований исходя из возможностей соответствующих бюджетов.

Там, где служба медиации является юридическим лицом, ее вхождение в систему сети служб медиации осуществляется через сертификацию.

Там, где служба медиации не является по форме собственности государственной или муниципальной службой, взаимодействие с федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт медиации" может рассматриваться как государственно-частное партнерство.

Новизна восстановительных и медиативных процедур требует от региональных и местных служб медиации также уделять особое внимание информационно-просветительской деятельности среди населения, в конкретных коллективах и организациях.

Инновационный характер медиации и восстановительного подхода, высокая ответственность за судьбы детей, к которым они применяются, предъявляют высокие требования к организациям - провайдерам таких технологий. Поэтому только соответствующие этим требованиям организации должны включаться в сеть служб медиации, получать статус региональной службы. Критерии, по которым должна проводиться такая сертификация, будут разработаны федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт медиации".

Достижение поставленных задач невозможно без профессионально подготовленного кадрового состава. Важность и ответственность этого вопроса многократно усиливается тем обстоятельством, что развитие медиации и восстановительного правосудия никак нельзя в силу их новизны отнести к задачам, которые могут решать просто опытные и хорошие работники, имеющие обычное и достаточные для их привычных трудовых функций образование в области педагогики, психологии или юридическое образование и квалификацию.

Внедрение таких инноваций, овладение медиацией и навыками восстановительной практики - все это потребует от работников сети служб медиации специальных знаний, формирования особых навыков и умений, а значит и специального обучения. Такое обучение должно быть достаточно объемным, хотя и укладываться в рамки повышения квалификации (ориентировочно 72 - 576 часов), и в то же время массовым, без чего доступность медиативно-восстановительной помощи не будет обеспечена.

Федеральный центр медиации и восстановительного правосудия, формируемый на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт медиации", должен обеспечивать потребности в научно-методическом сопровождении, кадровом составе медиаторами-тренерами и методистами-тренерами, в сертификации участников сети служб медиации.

Сложность кадровой ситуации состоит еще и в том, что тренерско-преподавательский состав для такого обучения пока невелик, а значит надо обучать не только работников, но и медиаторов-тренеров, а также методистов-тренеров. По предварительной оценке, необходимо подготовить по программе профессиональной переподготовки (576 часов) около 1800 человек для работы методистами-тренерами.

Обучение медиации и восстановительному подходу не может быть разовым. Эта область знаний и практики стремительно развивается, кроме того, она требует от человека постоянной работы над собой, самосовершенствования. Все это обусловливает необходимость постоянного поддержания профессиональной компетентности и регулярного повышения квалификации работников всех уровней.

Инновационность вопросов медиации и восстановительного правосудия вызывает естественный интерес к этой тематике со стороны студентов близких специальностей и молодых ученых. Информационные мероприятия в их среде, привлечение их к работе сети служб медиации будут способствовать подготовке квалифицированных кадров с более ранних ступеней.

Новизна и высокая ответственность восстановительной и медиативной деятельности вызывает необходимость разработки системы аттестации и сертификации работников сети служб медиации и специалистов, занимающихся медиативной деятельностью в различных сферах, включая разработку критериев и показателей эффективности работы для основных категорий руководителей и специалисто

 
  • Ведущие обраовательные учреждения России
Методический вектор
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Год педагога -2023

 

 

персональные данные

Решаем вместе
Дошкольник

logo_banner350

Национальные проекты
Информ. ресурсы
Видеоролики
Мы ВКонтакте
Одноклассники