Развиваем графические навыки
Дефектолог Трифан Елена Вячеславовна
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:
•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу-вверх,
•проводить наклонные линии в различных направлениях,
•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,
•воспитывать умение сосредотачиваться.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
• Занятия с пластилином.
• Занятие с конструкторами.
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.
• Шнуровка.
Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
Например, рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, предлагаю использовать в работе следующие приёмы:
Штриховку;
Обведение;
Дорисовывание;
Рисование орнаментов и узоров;
Раскрашивание картинок;
Графические задания, диктанты
Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.
Дети с удовольствием выполняют предложенные задания. Пишем линии и выполняем штриховку простым карандашом, а для различных заданий на логическое мышление используем цветные карандаши.
Вот некоторые задания для развития графических навыков:
Проведи, не отрывая руки от бумаги, прямые линии дождя.
Проведи линии по дорожкам, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края.
Помоги рыбкам доплыть до водорослей.
Помоги зверятам получить свой обед.
Помоги машинкам доехать до домиков. Проведи: прямые линии.
Обведи рисунки по точкам и раскрась их.
Обведи рисунок по точкам, раскрась картинку.
Обведи эти рисунки точно по линиям, не отрывай карандаш от бумаги.
Обведи фигурки внутри контуров по точкам. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги и не выходить за линии.
Продолжи штриховку.
Дорисуй половинки картинок. Раскрась картинки.
Продолжи узор.
Раскрась картинку.