Развиваем графические навыки

Дефектолог Трифан Елена Вячеславовна

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:

•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу-вверх,

•проводить наклонные линии в различных направлениях,

•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,

•воспитывать умение сосредотачиваться.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:

 • Игры с крупой, бусинками, пуговицами.

 • Занятия с пластилином.

 • Занятие с конструкторами.

 • Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.

 • Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.

 • Шнуровка.
Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Например, рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, предлагаю использовать в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания, диктанты

Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.

Дети с удовольствием выполняют предложенные задания. Пишем линии и выполняем штриховку простым карандашом, а для различных заданий на логическое мышление используем цветные карандаши.

Вот некоторые задания для развития графических навыков: 

Проведи, не отрывая руки от бумаги, прямые линии дождя.

1

Проведи линии по дорожкам, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за края.

2

Помоги рыбкам доплыть до водорослей.

3

Помоги зверятам получить свой обед.

4

Помоги машинкам доехать до домиков. Проведи: прямые линии.

5

Обведи рисунки по точкам и раскрась их.

6

Обведи рисунок по точкам, раскрась картинку.

7

Обведи эти рисунки точно по линиям, не отрывай каран­даш от бумаги.

8

Обведи фигурки внутри контуров по точкам. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги и не выходить за линии.

9

Продолжи штриховку. 

10

Дорисуй половинки картинок. Раскрась картинки.

11

Продолжи узор.

12

Раскрась картинку.

13

 
  • Ведущие обраовательные учреждения России
Ведущие ОУ России

свидетельство реестра 

Лучшая Кор. Орг.

Невская Обр. Асс.

 

 

персональные данные

Дошкольник
Информ. ресурсы
Видеоролики