Алгоритм действий по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

 

Приложение №3 к постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области  № 3/1 от 12 июля 2011 года

 

 

Алгоритм действий специалистов

органов и учреждений системы профилактики

 по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним

 

1. Предназначение методических рекомендаций по проблемам жестокого обращения с детьми.

Алгоритм действий специалистов органов и учреждений системы профилактики по раннему выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними – это порядок взаимодействия должностных лиц, а также порядок действий сотрудников органов, организаций и учреждений при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, насильственных действий.

Цель – организация раннего выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, повышение эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию.

Задачи:

1. Повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного принятия соответствующих мер.

2. Создание объективной системы учета несовершеннолетних, ставших жертвами жестокого обращения, с целью восстановления их нарушенных прав и дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком.

3. Обеспечение доступной информацией несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, членов их семей, окружения и специалистов о службах и учреждениях, куда можно обратиться за помощью.

Рекомендации адресуются широкому кругу руководителей и специалистов органов и учреждений здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, органов внутренних дел, органов по делам молодежи, органов культуры, занятости населения, иным специалистам, работающим с семьей и несовершеннолетними.  

 

2. Нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность по  предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия.

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Семейный кодекс Российской Федерации;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

5. Уголовный кодекс Российской Федерации;

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

11. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

12. Закон Омской области от 8 октября 2001 года № 307-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области»;

13. Постановление Правительства Омской области от 22 июля 2009 года  № 126-п «Об утверждении Порядка формирования и использования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении»;

14. Постановление Правительства Омской области от 5 апреля 2006 года №36-п «Об утверждении Положения о программе индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

15. Постановление Правительства Омской области от 10 июня 2005 года № 70-п «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области».

 

3. Основные задачи руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми.

1. Реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.

2. Формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения в отношении детей.

3. Создание системы межведомственного взаимодействия органов и учреждений всех организационно-правовых форм, вовлеченных в сферу защиты детства по выявлению, учету и сопровождению детей и семей с высоким риском социального неблагополучия и/или случаями жестокого обращения.

4. Создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.

4. Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

5. Действия специалистов органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от специалистов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- информация от представителей общественных объединений;

-  результаты медицинского осмотра;

- результаты экспертиз;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Особое внимание необходимо уделять выявлению признаков жестокого обращения в отношении:

- несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации, состоящих на обслуживании в учреждениях социальной защиты населения, а также в едином банке данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- несовершеннолетних, поступивших с телесными повреждениями в учреждения здравоохранения, или проживающих в семьях, состоящих на медико-социальном сопровождении;

- несовершеннолетних, родители которых состоят на учете в органах внутренних дел;

- несовершеннолетних, посещающих учреждения образования, имеющих проблемы в обучении и поведении, пропускающих занятия по неуважительным причинам, или несовершеннолетних из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном контроле.

 

Целесообразно подразделять три  уровня жестокого обращения:

- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения  подобных фактов очевидна.

- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

- критический – оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;

3) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

6) органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Специалисты органов и учреждений системы профилактики регистрируют все полученные сообщения о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними, невыполнения обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, ведут учет данных сообщений, оперативно проводят их проверку, в рамках компетенции, запрашивают необходимую информацию в других ведомствах.

В соответствии с постановлением  Правительства Омской области          от 22 июля № 126-п «Об утверждении порядка формирования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении» (далее – постановление № 126-п) органы и учреждения системы профилактики вносят сведения о семье и несовершеннолетнем, находящемся в социально опасном положении, в единый банк данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее – банк данных).

 

Действия специалистов образовательных учреждений:

1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);

- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

 

2. Работник образовательного учреждения должен предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей), а также работников образовательного учреждения, в жестоком обращении с ребенком.

2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник.

2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

2.3. При втором и третьем уровнях жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником (при отсутствии - другим специалистом учреждения), зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи, в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования).  

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), работника образовательного учреждения, необходимо:

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение № 1);

- педагогу, на которого возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить формусведений о несовершеннолетних, пострадавших в результате насилия (приложение № 2).

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:

- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социальной работе, педагоги) разработать план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации;

- направить информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания ребенка и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

 

Действия специалистов органов опеки и попечительства:

1. С целью профилактики раннего выявления случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, специалистами органов опеки и попечительства проводится работа с законными представителями несовершеннолетних, направленная на разъяснение:

- признаков жестокого обращения с ребенком;

- порядка действия в случае обнаружения признаков жестокого обращения с несовершеннолетними, в том числе медицинское освидетельствование несовершеннолетнего, незамедлительное (в тот же день) информирование органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего о случае жестокого обращения с несовершеннолетним.

2. После получения информации о случаях жестокого обращения с несовершеннолетним:

2.1. незамедлительное (в тот же день) проведение органом опеки и попечительства оценки выявленного случая жестокого обращения:

- имел ли место факт жестокого обращения;

- необходима ли несовершеннолетнему помощь узких специалистов (медицинские работники, психологи);

- возможно ли дальнейшее пребывание несовершеннолетнего в семье.

2.2. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью – принимают меры к немедленному отобранию ребенка у законных представителей согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации, при этом:

- незамедлительно уведомляют прокурора;

- обеспечивают временное устройство ребенка;

- в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

 

Действия сотрудников учреждений здравоохранения:

При общении и проведении клинического осмотра ребенка в присутствии его родителей следует оценить:

- есть ли у ребенка проявления физических повреждений или повреждения половых органов;

- есть ли у ребенка признаки недостаточного питания;

- есть ли у ребенка пороки или признаки задержки развития ребенка;

- проведена ли вакцинация ребенка в соответствии с его возрастом;

- своевременно ли обращаются родители за медицинской помощью, выполняются ли рекомендации врача, назначенное лечение, обследование.

В дальнейшем следует проверить наличие признаков жестокого и пренебрежительного отношения к ребенку:

1. При проведении клинического осмотра ребенка, его кожных покровов, следует обращать внимание на наличие подозрительных физических повреждений или травм, повреждений половых органов, которые могли бы быть результатом сексуального насилия.

К ним относятся:

- большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле;

- черепно-мозговые травмы;

- переломы на различных стадиях заживления;

- повреждения в области лица, головы, шеи, груди;

- выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода;

- шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня;

- ожоги и переломы у детей, особенно, младше 1 года.

2. При разговоре с родителями складывается мнение, что родители не спешат обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка.

3. При подробном расспросе о характере повреждений ребенка, родители не могут четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы, выделениям из половых органов.

4. При консультировании следует обращать внимание на признаки недостаточного ухода за ребенком, такие как:

- игнорирование родителям заболеваний ребенка;

- ребенку не проведены все необходимые прививки;

- отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей;

- ребенок длительное время находится без присмотра взрослых.

5. Во время проведения осмотра следует обращать внимание на особенности поведения ребенка:

- сексуально окрашенное поведение;

- агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;

- «замороженное» поведение; угнетение

- ребенок избегает зрительного контакта с родителем.

6. Во время проведения консультации необходимо оценивать особенности поведения родителей/опекунов. Оцените, есть ли варианты «аномального» поведения, т.е. родители/опекуны:

- равнодушные;

- наказывающие;

- обороняющиеся;

- слишком озабоченны состоянием и поведением ребенка;

- с низким уровнем самооценки;

- находящиеся в депрессии.

7. При консультировании и подробном разговоре с родителями необходимо установить наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье:

- признаки семейного насилия;

- алкогольная/наркотическая зависимость родителей, близких родственников, иных лиц, проживающих в семье;

- психические заболевания у ребенка и родителей (законных представителей);

- социальная изоляция;

- признаки безнадзорности ребенка.

По результатам осмотра ребенка и беседы с родителями (законными представителями, близкими родственниками) можно определить степень вероятности жестокого и пренебрежительного отношения к детям в семье.

8. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

- проводят медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

- при среднем и критическом уровне жестокого обращения с ребенком представляют служебную записку руководителю учреждения здравоохранения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель учреждения здравоохранения немедленно (в письменной форме) направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы, в органы опеки и попечительства и территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- принимают меры по госпитализации ребенка, подвергшегося насилию, обращаются в социальную службу экстренного реагирования;

- направляют сведения по установленной форме территориальному администратору единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (органы социальной защиты населения);

- отделение (службу) медико-социальной помощи детям учреждения здравоохранения организует санитарно - просветительскую работу с несовершеннолетним и семьей по месту жительства;

- при выявлении единичных, незначительных случаев проявлений жестокого обращения с ребенком работник учреждения здравоохранения проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о последствиях психологических травм, необходимости дополнительного медицинского обследования ребенка, о способах выхода из конфликтной ситуации, об адресах помощи семье в решении детско-родительских отношений. В карточке ребенка делаются соответствующие записи в установленном руководством учреждения здравоохранения порядке;

- о выявленном случае сообщает руководителю учреждения образования (в случае с опекаемым ребенком в органы опеки и попечительства) письменно для постановки семьи и ребенка на контроль и наблюдения за ситуацией в семье и поведением ребенка;

- при дальнейших контактах с ребенком рекомендуется расспрашивать ребенка и родителя (законного представителя) ребенка о развитии детско-родительских взаимоотношений. Обязательно осматривать ребенка на предмет наличия признаков телесных повреждений.

9. Работнику учреждения здравоохранения необходимо:

- зафиксировать в карточке ребенка следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка,  к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка, вплоть до отобрания его из семьи в соответствии с законодательством (передача ребенка другому родителю (родственнику), временное помещение ребенка в больницу, вызов социальной службы экстренного реагирования). В корректной форме сообщить родителям (законным представителям, близким родственникам) о принятом решении в отношении ребенка и обсудить варианты решения проблемы возвращения ребенка в семью.

 

Действия специалистов органов и учреждений социального обслуживания населения:

Действия специалистов территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области (далее – Министерство) и бюджетных учреждений социального обслуживания населения Омской области (далее – учреждения) при обнаружении ими фактов жестокого обращения с ребенком:

 

1. При минимальном уровне:

- проверяют по единому банку данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, есть ли сведения о семье и несовершеннолетнем, в отношении которого допускаются антипедагогические формы воспитания, имеются признаки насильственных форм воспитания;

- о выявленном случае сообщают руководителю учреждения образования письменно для наблюдения за ситуацией в семье и поведением ребенка;

- если ребенок не посещает детское учреждение - устанавливают, имеются ли сведения о семье в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, совместно с заинтересованными службами определяют перечень совместных мер по предупреждению насилия и жестокости в отношении детей.

При выявлении единичных, незначительных случаев проявлений насильственного обращения с ребенком работник учреждения проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о последствиях психологических травм, о способах выхода из конфликтной ситуации, об адресах помощи семье в решении детско-родительских отношений.   

 

2. При среднем и критическом уровнях:

- о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, информируют органы опеки и попечительства;

- о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение

 
  • Ведущие обраовательные учреждения России
Ведущие ОУ России

свидетельство реестра 

Лучшая Кор. Орг.

Невская Обр. Асс.

 

 

персональные данные

Дошкольник
Информ. ресурсы
Видеоролики