Приёмы формирования самоконтроля на занятиях по логопедии
Приёмы формирования самоконтроля на занятиях по логопедии.
Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: несформированность зрительно-пространственных представлений, нарушение слухо-моторных и оптико-моторных координаций, неустойчивость внимания, не удержание программы, недостаточность саморегуляции и контроля. Поэтому, работа логопеда состоит в первую очередь в формировании высших психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
На качество письменных работ особенно влияет несформированность функции самоконтроля, который у учащихся проявляется в резко выраженной недостаточности произвольного внимания, что обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе учебной деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания и неумении контролировать свою деятельность.
Чтобы предупредить появление дисграфии у младших школьников, на логопедических занятиях полезно использовать систему предварительных упражнений:
1. Упражнения, способствующие развитию последовательных действий:
рассмотреть образец (это может быть фигура, символ, буква), запомнить, воспроизвести в одном из вариантов:
- найти на карточке; нарисовать пальцем;
- сделать из палочек, из крупы;
- записать на бумаге, на доске.
После выполнения сверить выполненную работу с образцом.
2. Упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения пространственной последовательности:
- зачеркнуть на карточке одинаковые фигуры, цифры, буквы, сравнить карточки, найти неточности;
- найти парную карточку (предмет);
- составить разрезную картинку, сравнить с образцом;
- разложить на плоскости предметы (знаки) в предложенной последовательности;
- написать по памяти ряд из отдельных элементов букв;
- отыскать по памяти знак по словесной ориентировке, написать знаки, буквы, цифры.
3. Упражнения для развития концентрации внимания:
- отыскать расположенные в хаотичном порядке буквы, цифры, знаки;
- прочитать слог, слово, буквы которых расположены на листе горизонтально, вертикально, наискосок, с уменьшением, с увеличением высоты букв.
- посчитать количество изображений двух видов, не обращая внимание на другие изображения;
- прочитать слова, написанные слитно;
- в тексте подчеркнуть, зачеркнуть определённую букву, цифру, слово.
4. Упражнения на развитие навыка выполнения последовательности действий (от 2-4):
-игры на выполнение пошаговых инструкций по опорным словам; по действию; по прочитанному.
5. Методы звукобуквенного анализа и синтеза.
С целью предупреждения и коррекции дисграфии на логопедических занятиях постоянно используются и упражнения для развития текущего контроля. Эти виды работы проводятся в письменной форме с обязательным проговариванием звуков, слогов, слов в громкой или шёпотной речи:
- ученику необходимо предложить проговорить слово громко;
- шёпотом;
- в плане внутренней речи.
Перед выполнением письменной работы (или перед работой с азбукой) предлагается выполнить следующие виды работы, формирующие навык контроля:
- проговаривание только 1(2,3) слога;
- запись только 1 (2,3) слога, слова;
- самостоятельное исправление ошибок в тексте.
По мере формирования навыка самоконтроля, ученик становится более самостоятельным при выполнении учебных заданий, получает способность к предвидению результатов своей деятельности, испытывает чувство уверенности в своих силах и удовлетворение от полученного результата.