Приёмы формирования самоконтроля на занятиях по логопедии

Приёмы формирования самоконтроля на занятиях по логопедии.

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана рядом причин: несформированность зрительно-пространственных представлений, нарушение слухо-моторных и оптико-моторных координаций, неустойчивость внимания, не удержание программы, недостаточность саморегуляции и контроля. Поэтому, работа логопеда состоит в первую очередь в формировании высших психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

На качество письменных работ особенно влияет несформированность функции самоконтроля, который у учащихся проявляется в резко выраженной недостаточности произвольного внимания, что обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе учебной деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания и неумении контролировать свою деятельность.

Чтобы предупредить появление дисграфии у младших школьников, на логопедических занятиях полезно использовать систему предварительных упражнений:

1. Упражнения, способствующие развитию последовательных действий:

рассмотреть образец (это может быть фигура, символ, буква), запомнить, воспроизвести в одном из вариантов:

- найти на карточке; нарисовать пальцем;

- сделать из палочек, из крупы;

- записать на бумаге, на доске.

После выполнения сверить выполненную работу с образцом.

2. Упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения пространственной последовательности:

- зачеркнуть на карточке одинаковые фигуры, цифры, буквы, сравнить карточки, найти неточности;

- найти парную карточку (предмет);

- составить разрезную картинку, сравнить с образцом;

- разложить на плоскости предметы (знаки) в предложенной последовательности;

- написать по памяти ряд из отдельных элементов букв;

- отыскать по памяти знак по словесной ориентировке, написать знаки, буквы, цифры.

3. Упражнения для развития концентрации внимания:

- отыскать расположенные в хаотичном порядке буквы, цифры, знаки;

- прочитать слог, слово, буквы которых расположены на листе горизонтально, вертикально, наискосок, с уменьшением, с увеличением высоты букв.

- посчитать количество изображений двух видов, не обращая внимание на другие изображения;

- прочитать слова, написанные слитно;

- в тексте подчеркнуть, зачеркнуть определённую букву, цифру, слово.

4. Упражнения на развитие навыка выполнения последовательности действий (от 2-4):

-игры на выполнение пошаговых инструкций по опорным словам; по действию; по прочитанному.

5. Методы звукобуквенного анализа и синтеза.

С целью предупреждения и коррекции дисграфии на логопедических занятиях постоянно используются и упражнения для развития текущего контроля. Эти виды работы проводятся в письменной форме с обязательным проговариванием звуков, слогов, слов в громкой или шёпотной речи:

- ученику необходимо предложить проговорить слово громко;

- шёпотом;

- в плане внутренней речи.

Перед выполнением письменной работы (или перед работой с азбукой) предлагается выполнить следующие виды работы, формирующие навык контроля:

- проговаривание только 1(2,3) слога;

- запись только 1 (2,3) слога, слова;

- самостоятельное исправление ошибок в тексте.

По мере формирования навыка самоконтроля, ученик становится более самостоятельным при выполнении учебных заданий, получает способность к предвидению результатов своей деятельности, испытывает чувство уверенности в своих силах и удовлетворение от полученного результата.

 

 
  • Ведущие обраовательные учреждения России
Ведущие ОУ России

свидетельство реестра 

Лучшая Кор. Орг.

Невская Обр. Асс.

 

 

персональные данные

Дошкольник
Информ. ресурсы
Видеоролики