Аннотация к рабочей программе педагога-психолога
Аннотация рабочей программы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ
Педагог-психолог
Камшук Н.Ю.
Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является – нарушение общения, сложное вхождение в новый коллектив, конфликтность, упрощенное и обедненное «Я», агрессия, тревожность, неосознанность и несамостоятельность поведения.
Не секрет, что при коррекции имеющихся у детей отклонений, в настоящее время большое внимание уделяется адаптации первоклассников к школе.
У детей данной категории отмечается незрелость переживаний и своеобразие эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из – за неуверенности в собственных силах. Эмоциональное недоразвитие затрудняет отношения со сверстниками.
Необходимость создания, разработки и апробирования цикла коррекционных занятий была продиктована тем, что ежегодно в школы поступает все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому остро встает проблема адаптации первоклассников к новому социальному окружению, сплочению детского коллектива, налаживаниию контакта учителя с детьми, развитию «интимно – личностной» сферы общения, а также развитию и коррекции психических функций.
В основе программы лежат наиболее значимые моменты работы М.Р.Битяновой по развитию и коррекции психических функций. Данная программа была адаптирована к особенностям психофизического развития младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель программы: помочь младшим школьникам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию; развивать способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям; отрабатывать механизмы межличностной коммуникации; корригировать недоразвитие высших психических функций; формировать эмоциональную гибкость ; развивать их эмоциональные способности.
Задачи:
1. Формировать чувство уверенности в окружающем (сближение детей друг с другом и с учителем, с другими педагогами).
2. Учить позитивному общению со сверстниками и взрослыми.
3. Развивать волю и навыки самостоятельности.
4. Повысить самооценку детей, уверенность в себе.
5. Воспитывать чувство эмпатии.
6. Развивать познавательные процессы (мышление, память, внимание).
Данная программа рассчитана на младших школьников с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, детей с умственной отсталостью).
Для формирования групп с учениками проводится углубленная диагностика уровня развития познавательной и эмоционально –волевой сферы. Для определения результативности и эффективности программы необходима повторная диагностика по этим же методикам.
Программа включает в себя различные упражнения, подвижные и ролевые игры, сочинение сказок, релаксации, импровизации.
.Обязательными составными частями коррекционных занятий являются ритуалы приветствия и прощания, а также рефлексия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут каждое, с подгруппами по 4-5 человек в каждой. Всего предусмотрено 20 занятий
Предполагаемый результат: в ходе проведения коррекционных занятий у детей будут сформированы адаптивные способности, навыки общения; повысится самооценка, снизится конфликтность, агрессивность.
Принципы проведения занятий:
-добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в игре);
-непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой;
-многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе воспринимают и усваивают новое);
-предоставление ребенку возможности выразить себя.
Структура занятия:
1.Приветствие.
2.Основная часть:
-упражнения на развитие высших психических функций;
-упражнения на развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения;
-игры, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, повышению своей значимости в коллективе;
-упражнения на релаксацию и обучение управлению своими чувствами.
3.Рефлексия занятия, подведение итогов.
4. Прощание