Аннотация рабочей программы гр. № 1
Аннотация рабочей программы гр. № 1
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 76», разновозрастная группа №1 для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Региональный компонент реализуется в разделе программы «Ребенок и окружающий мир», на занятиях по краеведению, а также на других занятиях, входящих в тематические проекты: «Животные родного края», «Мой город. Моя Родина», «Наша армия» и др.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая давление предметного обучения.
1 группа работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
А также по дополнительной программе Левченко И.Ю., Приходько О. Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Разновозрастную группу № 1 посещают 10 человек в возрасте от 3 до 7 лет: мальчиков – 6 человек, девочек – 4 человека.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата
Цель коррекционной работы: совершенствование единого образовательного пространства, направленного на эффективную комплексную коррекцию, реабилитацию и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с НОДА, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, подготовку к школьному обучению. Дети с НОДА не могут выполнять требования, предусмотренные разделом по физическому воспитанию типовой Программой воспитания и обучения в детском саду.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
оздоровительно-профлактическое, обеспечивающее укрепление здоровья средствами медицинской реабилитации и физической культуры;
коррекционно-развивающее, обеспечивающее исправление нарушений и компенсацию деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также коррекцию нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (исправление нарушений осанки, сколиозов, компенсация парезов и др.);
воспитательное, обеспечивающее социальное формирование личности с нравственными, умственными, трудовыми и эстетическими потребностями;
образовательное, обеспечивающее усвоение системы знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных возможностей, формирование интереса и потребности в движениях, развитие физических качеств.
Психофизиологические особенности развития детей с НОДА
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) отмечаются:
- общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость.
- Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным и простудным заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей.
- Низкая двигательная активность детей, связанная с поражением центральной нервной системы, вегетативной нервной системы (при ДЦП), с частыми поражениями дыхательных функций.
- Дети плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям.
- Отмечаются апатичное отношение к ограниченности своих двигательных возможностей, отсутствие инициативы в овладении движением, активного стремления к общению с окружающими.
Оздоровительно-профилактические мероприятия
• Строгое соблюдение режима дня.
• Правильная организация теплового режима в помещениях детского сада (в группах, залах ЛФК, физкультурном зале, и др.).
• Соответствие одежды детей температурному режиму помещений и температуре воздуха на улице.
• Своевременная изоляция заболевших детей в детском саду
• Кварцевание групп детского сада в периоды повышения заболеваемости вирусными инфекциями и во время карантина
- Проведение профилактических мер в период повышения заболеваемости острыми вирусными инфекциями
- Аромопрофилактика (с использованием лука и чеснока в виде ароматов и в пищу) в осенне-зимний период.
• Своевременное выявление очагов хронической инфекции.
Основным профилактическим средством нарушений осанки у детей является правильная организация статико-динамического режима, регулирующего нагрузки на опорно-двигательный аппарат ребенка.
Оптимальный статико-динамический режим
• Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с ортопедической подушкой.
• Рекомендуемая поза во время сна — на спине или на боку, но не «свернувшись калачиком».
• Регулярная смена вертикального и горизонтального положения тела в целях нормализации тонуса мышц спины, освобождения позвоночника от нагрузки, обеспечения правильного обмена веществ в межпозвонковых дисках.
• Время непрерывного пребывания в положении сидя в младшем дошкольном возрасте не должно превышать 10 мин.
• Ежедневное проведение оздоровительной гимнастики.
Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости)
• Корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физкультурных занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна (2—3 упражнения в каждой части занятия). См. приложения.
• Гигиена и массаж (самомассаж) рефлекторных зон стопы (проекционных зон внутренних органов и систем организма) с использованием специальных предметов (камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, платочков, веревок, маленьких шариков, набивных мячей и т.п.).
• Специалъные (универсалъные) приспособления.
• Дорожка-массажер.
• «Игровая тренирующая дорожка».
• Ношение супинаторов.
• Ношение рациональной обуви.
• Ношение специальной ортопедической обуви.
• Рациональный двигательный режим.
• Ограничение нагрузки на нижние конечности.