Аннотация к программе воспитательной работы в рамках деятельности кружка
Аннотация к программе воспитательной работы
в рамках деятельности кружка «Друзья природы»
Воспитатель дошкольной группы:
Мацкова Л.Д.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к окружающему, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.
Дошкольная пора— начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе, к людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается, как личность — духовно, интеллектуально, нравственно.
Одним из наиболее актуальных направлений воспитательной работы, способствующей формированию у воспитанников необходимого базиса социально значимых знаний, умений и навыков, является экологическое воспитание.
Через познание окружающего происходит эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений помогает ребенкуутвердиться в окружающем мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении со взрослыми и сверстниками. У воспитанников формируются такие качества как наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственную зависимость (на примере отдельных поступков и их последствий), а также навыки поведения в природе и социуме с учетом соблюдения необходимых правил и норм.
Знакомство с разнообразием окружающего мира является одним из основных моментов формирования чуткости и душевной отзывчивости ребенка, что в свою очередь, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанника, благоприятно настраивает на развитие адаптационных механизмов его психики.
На основании выше сказанного возникла необходимость в разработке программы экологического кружка «Друзья природы», реализация которой способствует формированию экологически грамотной личности дошкольников.
Цель программы:
Формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
- Развитие и коррекция познавательной деятельности.
- Формирование экологических представлений, знаний о ценности природы и правил поведения в ней.
- Развитие умений разнообразной деятельности в природе и становление
экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. - Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
- Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Программа кружка «Друзья природы» содержит следующие блоки:
- Растительный мир
- Животный мир
- Неживая природа
- Мой край
- Человек и природа
Материал, предлагаемый детям для усвоения, располагается «по спирали», от простого - к сложному, благодаря чему удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.
Условия, необходимые для успешной реализации программы:
- педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры
- целенаправленность общения воспитанников с природой
- организация разнообразной экологической деятельности дошкольников
- единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы
- организация мышления дошкольников в процессе экологического восприятия
- создание ситуаций успеха дошкольников в экологической деятельности
В работе кружка «Друзья природы» необходимо использовать различные формы и методы: экскурсии, наблюдения, тематические занятия, целевые прогулки, экологические игры, чтение литературы, просмотр видеофильмов, беседы, поручения, индивидуальная работы; труд в природе, элементарная опытно-экспериментальная деятельность, выставки рисунков и поделок на экологические темы, экологические праздники, постановки сказок и др.
Предполагаемый результат: Воспитанники должны знать:
- Основы экологической культуры
- Некоторые особенности природы своего края
- Основные признаки времен года, виды сезонной деятельности человека. Значение природы для человека.
- Основные группы растений и животных. Некоторые охраняемые растения и животные своего края
- Правила поведения в природе
Воспитанники должны уметь:
- Различать объекты живой и неживой природы. Различать изученные растения и животные, выделять их существенные признаки
- Вести наблюдения в природе под руководством педагога
- Подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими руками. Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
- Выполнять элементарные виды трудовой деятельности в природе.
- Проводить элементарные опыты с объектами живой и неживой природы.
- Изготавливать поделки из природного материала.